23 марта 2020

Мариупольские маршрутки и "эффективные менеджеры" Метинвеста

Сегодня я расскажу вам кое-что про общественный транспорт нашего города – ведь все вы каждый день пользуетесь нашими старенькими маршрутками и новыми коммунальными автобусами. Соответственно, вы знаете и о всех насущных проблемах городского транспорта, но, уверен, вряд ли осознаёте истинные причины транспортного коллапса в Мариуполе...



17 февраля 2015-го неизвестные сожгли дом генерального директора "Мариуполь-Авто" Георгия Каплана, предварительно отобрав под пытками у хозяина дома 50 тысяч грн.
Через пару месяцев, на ближайшей сессии горсовета, возглавляемого на тот момент ещё Юрией Хотлубеем, добрые депутаты решили выделить Каплану из городского бюджета около полумиллиона гривен на восстановление его сгоревшего дома. Каплан, к слову, на тот момент также являлся депутатом горсовета от "Партии Регионов", а потому сразу после принятия этого решения он вместе со своими коллегами из депутатского корпуса приступил к вопросу о выделении финансов другому погорельцу.
К сожалению, это была обычная мариупольчанка, потерявшая в результате пожара жильё, а потому депутаты ей выделили всего лишь 74 тысячи гривен. Тут хотелось бы напомнить, что на момент проведения этой сессии девять домов на микрорайоне Восточный, которые за месяц до пожара в доме Каплана были разрушенны в результате обстрела, всё ещё стояли без ремонта, и мариупольские власти активно жаловались на отсутствие в городском бюджете средств для их восстановления. А усиливает такой явный контраст факт того, что по состоянию на тот же 2015-ый год частное акционерное общество "Мариуполь-Авто" во главе с Капланом входило в десятку самых прибыльных междугородных автоперевозчиков Украины...


Вскоре прошли выборы и Хотлубея на посту мэра города сменил выходец из "Метинвеста" Вадим Бойченко. Со своей командой таких же "эффективных" заводчан он приступил к наведению своих порядков в Мариуполе. Коснулось это и транспортной сферы.
В конце апреля 2017-го Георгий Каплан покидает пост директора "Мариуполь-Авто" – скорее всего добровольно-принудительно. А уже в августе 2018-го перестаёт быть и его конечным бенефециаром, тут же подсев с пассажирских перевозок на ещё более прибыльную в те годы тему – стройки! Зарегистрированная на него фирма тогда вошла в сговор с УКСом и в результате подлогов и грубых нарушений торгов стала выигрывать тендеры...


Но нас же интересует продолжение темы непосредственно по общественному транспорту Мариуполя, а в частности - дальнейшая судьба "Мариуполь-Авто".
Здесь стоит сразу наперёд сказать, что с 03.12.2019 конечными бенефициарами "Мариуполь-Авто" стали Олег Дрегер, Михаил Чумаченко и Алексей Горбань, а с 21.06.2018 на пост директора пришёл их человек – Александр Конев.
Собственно, Дрегер, Чумаченко и Горбань - это и есть те люди, которые владеют почти всеми видами пассажирских перевозок в нашем юго-восточном регионе Украины, и кроме "Мариуполь-Авто" они также являются конечными бенефициарами фирм-перевозчиков "АТП 11402" и "Авто-Экспресс", про тесное переплетение которых с "Мариуполь-Авто" я расскажу дальше.
Кроме фактической монополии на пассажирские перевозки, эта троица ещё так или иначе связана со временно неподконтрольным Украине Донецком и его мафиозными кланами. Даже их фирма "Авто-Экспресс" имеет юридический адрес в Волновахе, а фактический – в Донецке, на ул. Сеченова, д. 44а. А того же Олега Дрегера в Николаевской и Херсонской областях открыто подозревают в финансировании пророссийского терроризма.






Далее – фактаж событий из нашего Мариуполя в хронологическом порядке:

11.08.2016
Начальник Департамента транспорта и связи Василий Клат заявляет о том, что в 2017-ом году частным перевозчикам выделят из городского бюджета 5 миллионов гривен на компенсацию проезда пассажиров льготных категорий, но с условием лояльного отношения перевозчиков к льготникам.

17.07.2017
На информационный запрос о компенсациях частным перевозчикам проезда льготников за 2016-ый год Василий Клат отвечает, что на это дело Департаменту транспорта и связи было действительно выделено из городского бюджета 5 миллионов гривен.
При этом частным перевозчикам, которые заключили с Департаментом транспорта договор на компенсацию проезда, было выплачено всего 161 тысячу 76 гривен. В приложенном к ответу списке компенсационных выплат с существенным отрывом в суммах лидируют три перевозчика: "Н-Транс", "АТП 11402" и "Марвей Автотранс".


18.07.2017
На информационный запрос о выделении перевозчикам средств для компенсации проезда льготников в уже новом 2017-ом году Василий Клат отвечает, что в этом году эти расходы покрываются из городского бюджета на сумму 5 миллионов 405 тысяч гривен.


24.07.2017
В интернете появились любительские видео автобуса с маршрута №118, принадлежавшего "Мариуполь-Авто", у которого во время движения просто отвалилось колесо.
Перевозчик заявляет, что у него нет денег на капремонты. Напоминаю, что всего два года назад "Мариуполь-Авто" был в десятке самых прибыльных автоперевозчиков Украины.


28.07.2017
Департамент транспорта и связи заключает с перевозчиками меморандум, одним из условий которого является капитальный ремонт порядка сотни маршруток. Среди них – автобус городского маршрута №124, принадлежащий "АТП 11402". Член исполкома Дмитрий Забавин продемонстрировал любительское видео, предоставленное пассажирами, на котором показывалось ужасное техническое состояние этого автобуса.
Вскоре этот автобус вместо капремонта был передан перевозчику "Мариуполь-Авто" и продолжил эксплуатацию на маршрутах нашего города, а после – по сельским дорогам Никольского района.


11.04.2018
"Мариуполь-Авто" снова оказывается в центре скандала: на этот раз в одной из его маршруток отказались перевозить инвалида-льготника, оказавшегося одним из мариупольских независимых журналистов.


22.02.2019
На очередном заседании исполкома обсуждается вопрос поднятия стоимости проезда до 8 гривен.
Директор "Мариуполь-Авто" Александр Конев заявляет о необходимости поднять стоимость проезда: "Моё предприятие в крайне тяжёлом состоянии финансовом, мы буквально стоим на коленях. Сегодняшняя цена на проезд не позволяет нам своевременно и качественно производить ремонт транспорта".

02.07.2019
Директор "Н-Транс" Игорь Подольный обращается в СМИ, рассказывая о том, что городской властью "на сегодняшний день просто идёт реальное планомерное уничтожение предприятия "Н-Транс". По его словам Департамент транспорта подтасовывает результаты конкурсного отбора, отдавая предпочтение другим, более лояльным, перевозчикам.


20.07.2019
В маршрутке "АТП 11402" отказали в бесплатном проезде участнику боевых действий, что вскоре окончилось флешмобом: около десятка человек с удостоверениями УБД одновременно проехались в одной из маршруток этого перевозчика.


18.11.2019
Окружной адмнистративный суд рассмотрел и полностью удовлетворил исковое заявление "Авто-Экспресс". В нём перевозчик просил признать противоправными действия Укртрансбезопасности по вынесению "Авто-Экспрессу" штрафа за то, что его автобусы не оборудованы тахографами (приборами регистрации соблюдения скоростного режима автобуса, а также режима труда и отдыха его водителя). Дескать, для осуществления контроля за рабочим графиком водителя по закону достаточно и так называемой контрольной книжки водителя.
Однако, в интернете можно найти достаточное количество новостей о ДТП и различных нарушениях, связанных с компаниями-перевозчиками Дрегера, Чумаченко и Горбаня. В частности, в судовых реестрах можно найти даже обжалования штрафов за вождение в состоянии "алкогольного или наркотического опьянения" – при чём за вождением в таком состоянии ловили даже самого Алексея Горбаня.


18.03.2020
В связи с карантинными мерами предосторожности, только что закупленные для МТТУ автобусы катаются полупустыми, чего требуют и от частных перевозчиков, по сути загоняя их в угол и вызывая ещё больший транспортный коллапс в нашем городе.
В маршрутке "Авто-Экспресс", работающей на маршруте №24т, требуют оплачивать проезд участников боевых действий, ссылаясь на "уже вышедшее постановление об отмене льгот, которое завтра с утра подпишут".

20.03.2020
Из-за большого и не спадающего потока пенсионеров в общественном транспорте города, заместитель мэра города Сергей Захаров заявляет о рассмотрении вопроса об ограничениях льготного проезда в Мариуполе: "Если эта ситуация не изменится, мы будем вынуждены ограничить льготный проезд в часы пик с 05:30 до 09:00 и с 16:00 до 23:00. Но этот вопрос ещё вынесут на рассмотрение исполкома".

23.03.2020
В автобусе "Мариуполь-Авто", находящемся на маршруте №136, снова требуют оплатить проезд участника боевых действий, ссылаясь на то, что "ещё вчера приняли постановление об отмене льгот".


Наблюдая участившиеся случаи обмана пассажиров льготных категорий кондукторами маршруток города, я попросил прокомментировать эту ситуацию руководителя Управления по вопросам прессы и информации мариупольского городского совета Виталия Фальковского, на что он довольно ясно и чётко ответил:"Никаких отмен льготного проезда в часы пик и другие временные промежутки не принято. Поэтому в таких случаях обращайтесь в службу 1555: наберите этот номер по телефону, сообщите номер автобуса, номер маршрута и объясните ситуацию. Ваше заявление будет зарегистрировано и доведено непосредственно до Департамента транспорта и связи, после чего с перевозчиком будет проведена профилактическая работа".

Казалось бы, вот оно – решение проблемы. Однако не всё так просто, и я не случайно упомянул о том, что Департамент транспорта получал миллионные суммы на компенсации проезда льготников, однако реальные выплаты частным перевозчикам были в тридцать раз меньше!
За новыми ответами я обратился к "Марвей Автотранс", так как в результате сбора информации для этой статьи и по собственным наблюдениям этот перевозчик мне показался одним из наиболее порядочных в городе. Директор "Марвей Автотранс" Сергей Тупикин прокомментировал компенсационные выплаты так:
"Чтобы выделялась компенсация необходимо иметь специальный договор с Департаментом транспорта. Для этого необходимо сперва выиграть конкурс среди перевозчиков, который не проводится уже два года, так как результаты конкурса накладывают определённые обязательства, которые надо выполнять – не только со стороны перевозчиков, но и со стороны городской власти. А с начала этого года Департамент и вовсе перестал заключать такие договора. То есть, в этом году вообще ничего не выделялось и не было никаких договорных отношений. Но при этом продолжали поступать жалобы от льготников и нам приходилось по этим жалобам отчитываться: вызывали наших водителей, проводили с ними беседы, потом штрафовали".
При этом некоторые перевозчики, которые изначально не подписывали с городом никаких договоров, а всего лишь получали разрешение на транспортные перевозки, считали, что раз они априори не задействованы в распределении средств для компенсации проезда льготников, то значит они имеют и полное право не перевозить бесплатно таких пассажиров. Но вскоре они понимали, что были не правы: городские власти всё равно обязывали их это делать.
"Департамент транспорта и связи компенсировал льготную перевозку в размере 3% от общего объёма перевозок. По нашим же данным количество льготных пассажиров, которых перевозил наш транспорт на разных маршрутах и в разные дни недели, составляет 20%", – сообщает Сергей Тупикин.
То есть, каждый пятый пассажир в нашем городе - льготник! И кроме этого, подавляющее большинство льготников - именно пенсионеры по возрасту. И, по словам директора "Марвей Автотранс", той компенсации в размере 3% было бы достаточно для перекрытия бесплатного проезда всех льготников, кроме пенсионеров, но в Департаменте транспорта и связи с этим не были согласны.
"Года два-три назад мы и другие перевозчики очень плотно общались с Департаментом транспорта на эту тему, предлагали различные системы учёта. Но в Мариуполе перевозчики в отношениях с городской властью по сути бесправные и, если чем-то не угодил городской власти, есть большая вероятность, что ты попросту не сможешь работать вообще", – делится Сергей Тупикин.
Он связывает такое положение дел с презентацией новой транспортной модели Мариуполя, а также с закупкой и выходом на маршруты нового подвижного состава МТТУ, в результате чего лишают права выходить на маршруты частных перевозчиков. Кроме того, по словам Сергея Тупикина, немаловажную роль в том, что частные перевозчики уходят с городских маршрутов, сыграло и постановление Кабмина с ограничением на количество одновременно перевозимых пассажиров с целью сдерживания распространения коронавируса:
"Последние два месяца нам выдавали разрешение на маршруты сначала на месяц, потом стали выдавать на две недели, а вот с февраля – на неделю или вообще на четыре дня. Поэтому, когда с 18-го числа включились ещё и эти ограничения, наше предприятие было вынуждено написать официальное обращение в Департамент транспорта, в котором мы задекларировали, что не имеем финансовых возможностей работать в таком режиме и обеспечивать выпуск транспорта на линию. А с сегодняшнего дня и многие другие перевозчики прекратили выходить на маршруты".
И хоть пока что вынужденный уход с маршрутов частных перевозчиков связан непосредственно с тем, что получаемая выручка не покрывает всех затрат на топливо, запчасти, выполнение санитарных норм, коммунальные услуги, налоги и зарплаты водителям и всему обслуживающему персоналу, но рано или поздно карантин и, связанные с ним, ограничения завершатся. И город снова вернётся к насущным проблемам транспортной инфраструктуры, которые до сих пор не решены. Например, к вопросу целесообразности закупки сотен дорогостоящих автобусов, каждый из которых за свой рабочий день собирает выручку около 2 тысяч 600 гривен – то есть, это исключительно стоимость топлива, которое за день этот автобус и расходует.
"На 2020-ый год в бюджете города была заложена такая статья, как "Транспортная инфраструктура", львиная доля которой – это содержание коммунального транспорта МТТУ.  Её сумма – более одного миллиарда гривен. Для сравнения: в предыдущие годы, когда ещё не было этого коммунального транспорта, сумма статьи была в пределах 150 миллионов", – сообщает Сергей Тупикин, – "Но был способ для города получить всё тоже самое, только Мариуполю бы это ничего не стоило. Надо было всего лишь позволить получить эти кредиты не МТТУ, а частным перевозчикам, которые и обновили бы свой автопарк. От города бы требовались только гарантии, что он будет заключать с этими перевозчиками договора на те же пять лет, как это было раньше, и будет поддерживать стоимость проезда, соизмеримую стоимости топлива и обслуживания транспорта. И, таким образом, городу не пришлось бы выплачивать ежегодный миллиардный кредит с процентами, так как всё это взяли бы на себя перевозчики. Мариуполь же мог бы потратить эти деньги на реальное развитие города или социальную сферу".


Так что же мы имеем сегодня по факту?
1. Фактическое спонсирование сепаратизма через транспортную инфраструктуру города;
2. Нерешённая проблема постоянных скандалов между пассажирами и перевозчиками, вина которой лежит исключительно на городской власти;
3. Пятимиллионные суммы, выделяемые из городского бюджета для компенсации проезда льготников, но так и не доходящие до самих перевозчиков;
4. Лидировавшая по всей стране крупнейшая компания-автоперевозчик, разорённая за два года;
5. Один из самых дорогих проездов в стране при одних из самых "убитых" маршрутках в Украине;
6. Местные частные перевозчики, вынужденные просто добивать свой автопарк, понимая, что завтра им в любом случае уже не будет места на дорогах города;
7. Выдавливание из транспортной сферы местного среднего бизнеса с последующей монополизацией перевозок вечно убыточным предприятием;
8. Добротные автобусы, наматывающие круги по маршрутам фактически вхолостую;
9. Навешивание ежегодного миллиардного кредита на шею горожан и городского бюджета;
10. "Замыливание глаз" населению абсолютно нерациональными тратами вместо настоящего решения проблем.

Что ж, скоро выборы, так что не забудьте опять проголосовать за "эффективных менеджеров" с Метинвеста... Удачи!