30 апреля 2019

Неизвестные: феномен "народных мэров"



Можно сколько угодно рассуждать о вмешательстве Российской Федерации в украинскую политику и общественную жизнь, о применении Россией своих регулярных войск на украинском Донбассе, об ещё домайдановской разработке Москвой плана по "отжатию" у нас Крыма и прочих земель аж до Львова, но то, что в мариупольский горсовет сами же мариупольцы чуть ли не на руках заносили "народных мэров" родом из того же Мариуполя, остаётся железным фактом, против которого не поспоришь!
Полное молчание городских властей, преступное бездействие правоохранительных органов, абсолютное непонимание горожанами сложившейся вокруг ситуации, её остроты, масштабов и последствий каких-либо своих действий, сыграли только врагу на руку. Это сейчас мы уже начали понимать, что весь тот хаос и дикое безумие, происходившие весной 2014-го года, были одним из, не до конца доработанных, пунктов Кремля по развязыванию гибридной войны против Украины. Но тогда… Тогда Мариуполь больше напоминал сумасшедший дом, в котором началась забастовка медперсонала. Именно в этот момент, воспользовавшись ситуацией, на пророссийских сценах по всем городам Донецкой и Луганской областей стали появляться люди, которых местные сепаратисты называли "народными мэрами".
Уже сама эта фраза вызывала какое-то короткое замыкание в мозгах людей. Ум здорового человека моментально входил в ступор, пытаясь сначала сообразить, почему к определению народного избранника сейчас дополнительно добавлено слово "народный"? Масло масляное какое-то получалось. Может, в данном случае это слово было специально добавлено, чтобы, как, например, в символизме, усилить значение и проакцентировать внимание именно на народном выборе? После этого наступала вторая фаза – непонимание. Непонимание, чем этот человек вообще известен, почему он заслужил доверие большинства избирателей и, наконец, кем и когда он был избран? Далее включалась логика или даже здравый смысл – "А разве может быть два мэра? Как они, собственно говоря, будут делить между собой обязанности? Да и нужно ли вообще пятое колесо в телеге?" Это уже была третья фаза, которая и перемыкала мозг окончательно. После этого только накатывало позднее осознание того абсурда, который творился в городе.
Однако, кунсткамера у здания исполкома исправно "качала лодку", так как её экспонаты, в силу врождённых дефектов межушного ганглия, никакими вопросами не задавались. Они исправно выполняли грубую и примитивную работу, не требующую какой-либо квалификации, за исключением умения громко воспроизводить нечленораздельные звуки по команде "бугра" или имитировать человеческую деятельность. Последнее, правда, было на уровне кукольного театра, так что с расстояния около двух сотен метров уже вполне можно было разглядеть откровенно топорную имитацию народного волеизъявления и халтурно подобранных с этой целью гомункулов.
Но, не смотря на все огрехи в постановке, Кремлём всё же было решено показать некоторых экземпляров крупным планом. Вот им-то и был поставлен диагноз "народный мэр", вызванный необратимым воспалением "русского мира" вместе с острой недостаточностью политической воли по всей Украине.
Итак, первым в нашем городе пациентом с таким неутешительным диагнозом стал один из местных представителей криминалитета – Дмитрий Кузьменко по кличке "Конопатый". По странному стечению обстоятельств он приходился родным братом его партнёру по банде Денису, носившему в благодарность за это ту же фамилию, что и Дмитрий.


Собственно, сама банда, в которой состояли братья Кузьменко, возглавлялась начальником отдела по борьбе с организованной преступностью в Мариуполе Михаилом Узуном. Банда быстро набирала силу и уже в скором времени включала в себя несколько бригад. Одну из таких бригад со специализацией "мошенничество и разбои" возглавлял Денис Кузьменко, в неё же входил и его брат Дмитрий. "Старшим" у них был "Кирам" – бывший сотрудник МВД Вячеслав Кирамович Сагакьянц. Через "своего" начальника отделения общеуголовной направленности Мариупольского ОБОП Владимира Боханова Кирам совместно с Денисом Кузьменко организовывал поставки героина в Мариуполь и контролировал его последующую продажу в нашем городе.
К 2007-ому году организованная преступная группировка, в которую входили братья Кузьменко, вошла в конфликт с молодым и дерзким мариупольским вором Васей Вороном. Поначалу это противостояние было сконцентрировано именно вокруг темы наркоторговли в нашем городе, с которой и боролся Ворон вместе со своим окружением. Но к тому времени Дмитрий и Денис, равно как и прочие члены их банды, уже были втянуты в планы Кремля по Украине и даже начали подготовку почвы для будущей "русской весны" в Мариуполе. Это повлекло за собой новые конфликты между двумя группировками, и Ворон тогда попытался выступить в роли миротворца. Однако, встреча лидеров группировок, проходившая 7-го марта 2007-го года в кафе "Аркадия" окончилась циничным покушением на Ворона – в результате вспыхнувшей перестрелки, он был ранен, но его люди всё же смогли дать достойный отпор банде Узуна.
Оба брата Кузьменко на тот момент были уже официально известны как владельцы боксёрских и борцовских клубов, к созданию которых приложил свою руку и финансы "бизнес-партнёр" Михаила Узуна, заместитель директора "ММК имени Ильича" и специалист по организации качественного питания Юрий Тернавский. Он же развил и бурную деятельность по оказанию финансовой помощи общественной организации Валерия Онацкого "Искренность", члены которой стали известны во время столкновений в ходе "русской весны". Именно в спортивных залах братья Кузьменко и проводили отбор молодёжи для участия в "русской весне", а ранее – для вербовки в банду. Тут всё типично и, практически, по канону "лихих 90-ых".
К маю 2014-го года действия братьев Кузьменко руководились, координировались и финансировались непосредственно Узуном, Тернавским и енакиевскими криминальными группировками, приближёнными к семье беглого Президента Виктора Януковича, а Денис имел прямые выходы на его сына – Александра. В это же время в Бердянске активизировалось пророссийское подполье во главе с тамошним "народным мэром" Виктором Калояновым, который координировал свои действия с Денисом Кузьменко. И хотя Калоянов получил указание из Кремля не работать с Мариуполем до того момента, пока оба города полностью не выйдут из-под украинского контроля, но благодаря агенту СБУ под прикрытием, внедрённому в его ближайшее окружение, связи Калоянова с сепаратистами нашего города только постоянно укреплялись. И эта стратегия Службы безопасности уже в ближайшее время принесла ожидаемый результат.


В те дни генеральный директор ПАО "ММК имени Ильича" Юрий Зинченко и директор по персоналу и социальным вопросам "ММК имени Ильича" Вадим Бойченко вели с ними переговоры и совместно участвовали во всех мероприятиях. Но всё это было не более, чем игрой на публику, так как все соглашения с первыми лицами "ДНР" Мариуполя заключались заранее и при активной поддержке "внештатного советника" Зинченко – начальника мариупольского главного управления милиции Олега Моргуна. Именно в тот период Юрием Зинченко было переведено на счета Моргуна около 3 миллионов гривен, а также передан в личное пользование внедорожник. Ну, а когда в отношении бывшего начальника милиции Мариуполя было возбуждено уголовное дело по сепаратизму, Зинченко выделил ему средства на адвокатов. Сегодня Юрий Зинченко преподносится в роли патриота и состоит в "Радикальной партии Олега Ляшка", о которой, к слову, ходят слухи как о политическом проекте бывших "регионалов".
Одним словом, весной 2014-го года организованная преступная группировка с братьями Кузьменко в своём авангарде набрала в Мариуполе невиданный ранее размах, привлекая к своей деятельности публичных и далеко не последних лиц в городе.


Один из непосредственных участников некоторых, описанных выше, событий, пожелавший остаться неизвестным, так отзывается о братьях Кузьменко:
"Не скажу, чтоб они отличались каким-то умом. Дмитрий, конечно, был довольно нормальный и адекватный парень, спортсмен. Мы с ним вместе тренировались, пока он не решил пойти вслед за братом в политику. Денис же больше был бизнесменом. При чём, за что бы он не брался, у него никогда ничего не получалось. Он вообще какой-то недоразвитый был - больной на всю голову. В конце концов, попал вот под чьё-то влияние из России и результат всего этого мы сейчас видим. А Дмитрия жалко, конечно, – он попал во всю эту историю, по большему счёту, из-за глупости старшего брата-дебила. Тот всё хотел власти, всё хотел подмять в городе под себя. Ну, а потом уже было вот это - наращивание российской пропаганды, захват горисполкома, в котором они оба принимали активное участие вместе с Петрухой – Петей Ивановым. Да, бывший депутат горсовета Иванов был их человеком - они до сих пор дружат и в одном ресторане в Москве обедают. В общем, после событий начала 2014-го года Денису и Дмитрию деваться было уже некуда - их бы тут потом или убили, или попересажали. Сейчас вот они живут в Севастополе, но и там у них не всё гладко - я слышал, что они и в Крыму успели "кинуть" много людей..."


Собственно, Пётр Иванов, он же "Петруха" или "Бегун", являлся одним из мариупольских криминальных авторитетов, а, по совместительству, председателем фракции "Партии регионов" в мариупольском городском совете и главным местным организатором "титушек" для Антимайдана в Киеве. Также из достоверных источников известно, что Пётр Иванов вместе с другим депутатом горсовета 6-го созыва Дмитрием Чекмаком являлись одними из организаторов штурма мариупольского ГУВД, произошедшего 9-го мая 2014-го года. Последний раз Иванов был замечен в нашем городе на сессии горсовета 20-го мая 2014-го, где с подачи местных "регионалов" и приспешников "ДНР" его попытались сделать секретарем горсовета вместо потерявшего доверие Андрея Федая. После десятиминутного рабочего перерыва, инициированного бывшим на тот момент мэром города Юрием Хотлубеем, Петруха бесследно исчез из поля зрения, объявившись лишь в конце весны 2016-го года в Москве. На данный момент он скрывается вместе с братьями Кузьменко в Крыму.
5-го апреля 2014-го СБУ задержала Дмитрия Кузьменко, а уже 25-го мая и Дениса, принявшего на себя обязанности "народного мэра" после ареста брата. Стоит отметить, что благодаря спецоперации СБУ Денис Кузьменко был задержан вместе с "народным мэром" Бердянска Виктором Калояновым при получении крупной партии оружия и боеприпасов из аннексированного Крыма. К осени Владимир Рубан привлёк Дмитрия и Дениса к программе по обмену пленными, и на данный момент, по словам Юрия Хотлубея, они "управляют диверсионными группами в Крыму". Тут же их ждёт 12 лет тюремного заключения по приговору суда.


Следующим пациентом с диагнозом "народного мэра" стал коммунист и глава частного ЖЭКа "ГИС Альянс" Александр Фоменко. Свою политическую карьеру он начал в начале 2000-ых, был депутатом горсовета, а также возглавлял городской комитет Коммунистической партии Украины, где утверждал, что именно "большевики создали государство Украина". В ходе своей управленческой деятельности был несколько раз уличён в квартирных махинациях, но всегда умело выкручивался – помогала комсомольская изворотливость и связи в высоких кругах.
В 2004-ом году, во время проведения выборов в Мариупольский горсовет по 11-ому избирательному округу, отметился довольно тёмной историей со своим, якобы, отравлением конкурентами и недоброжелателями.
К 2014-ому году Фоменко выступил как сторонник федерализации, а потому был активным участником всех пророссийских волнений в нашем городе. И вот уже 1-го июня, после ареста братьев Кузьменко, сторонники "ДНР" провозгласили Фоменко своим новым "народным мэром". Общаясь на тот момент с прессой от имени "народного мэра", Фоменко заявил, что он отправляет Юрия Хотлубея в отставку и принимает руководство городом до сентябрьских выборов, а также пообещал выполнить к тому времени 3 пункта: собственно, проведение выборов мэра; недопущение разрушения жизнедеятельности города; и консолидация движения "ДНР". В свои заместители он выбрал свою "боевую подругу", державшую "ДНРовский общак", – Наталью Грузденко, известную в узких кругах как "Баба Наташа".


Однако, "мэрство" Фоменко длилось недолго – уже 12-го июня он был задержан в районе Центрального рынка совместными силами бойцов батальона "Азов" и НГУ. В его автомобиле, набитом оружием и листовками с пророссийской пропагандой, оказались ещё двое: местный активист "ДНР" Сергей Зимницкий и, едва вступивший в должность, глава "Мариупольского ЖКХ ДНР" Николай Лесогор – известный в Мариуполе независимый журналист.
Как позже пояснил своё присутствие в машине с "народным мэром" сам Лесогор, в тот злополучный день он "ехал в автомобиле Фоменко, чтобы забрать аудиоаппаратуру для проведения митинга памяти погибших 9-го мая в Мариуполе. Неожиданно дорогу автомобилю перегородила другая легковушка. Потом военные вывели нас на улицу, повалили лицом вниз и наставили оружие. Затем нас посадили в разные автомобили и повезли ориентировочно в район морского порта. Там мне связали руки и надели на голову мешок. Не смотря на то, что я сразу же показал удостоверение журналиста, бойцы "Азова" всё равно меня допросили, требуя признаться, что я являюсь представителем "ДНР". Они просили меня спеть гимн Украины, но я сразу заявил, что никогда не знал его слов. Тогда они заставили меня учить его, били и пинали по ногам".
Соответственно, Николай Лесогор опровергает и все слухи о своём участии в "русской весне" на стороне пророссийских террористов, а также информацию о назначении его Александром Фоменко на должность главы ЖКХ при "ДНР". Сам же Фоменко по этому поводу говорит, что "Лесогор – это журналист. Он это всё дело снимал. Но, тем не менее, человека потом отпустили. Наверное, за какие-то заслуги отпустили. К одной из заслуг, очевидно, относится и то, что он давал какие-то показания". На данный момент с Лесогора сняты все обвинения, но, по неподтверждённым слухам, он сейчас тесно сотрудничает со Службой безопасности Украины.


Фоменко же на суде называл себя гражданином Украины и настаивал, что не хотел организации никаких других государств. Также он заявлял, что его дело полностью сфальсифицировано сотрудниками СБУ, а он сам всю жизнь занимался исключительно общественной деятельностью и на пророссийские митинги попал вообще случайно, пытаясь создать контролирующий орган в смутные для Мариуполя времена. И никаким "народным мэром" он себя, якобы, не именовал и, вообще, ни с кем из членов "ДНР" знаком не был, зная об этой организации только из интернета. А что касается того, что его имя фигурирует в списках "ДНР" на обмен пленными, и того, что его самого безрезультатно возили на обмен, объясняет тем, что он "сидит в тюрьме незаконно и об этом все знают", а те "незнакомые люди" пытаются спасти его от "верной смерти в тюрьме".
Несмотря на весь этот спектакль, решением судей было всё же принято решение, что "Александр Фоменко вступил в сговор с представителями незаконной группировки "ДНР" с целью захвата власти в городе Мариуполе, желал занять место "народного мэра" и выступал за изменение конституционного строя Украины". Приговор был вынесен в виде 6 лет и 9 месяцев лишения свободы с зачислением времени пребывания в СИЗО в срок отбытия наказания.
Также на должность "народного мэра" Мариуполя претендовали ещё два коммуниста. Первым был депутат "Народного Совета Донецкой Народной Республики" Вячеслав Куклин, которого продвигали на эту должность 12-14-го апреля, но, в итоге, исполнять обязанности "народного мэра" стал Денис Кузьменко. А вторым был действующий депутат горсовета Григорий Печеришный, который 1-го июня выдвигал свою кандидатуру наряду с Александром Фоменко, который, в конце концов, и занял эту должность.


В целом, не смотря на все усилия банды бывших "регионалов", наш город довольно быстро и успешно смог излечиться от "народного мэрства". Ну, а про ОПГ Петра Иванова и Михаила Узуна я расскажу вам чуть позже и более детально…


Этот материал был впервые опубликован информагентством "Рупор Приазовья" 15.03.2019: Facebook / Website