24 июля 2019

Анархо-социализм: искренне об Онацком

"Работайте – и вас заметят, старайтесь – и вы будете расти"


Десять дней назад назад состоялась моя встреча с Валерием Онацким – персоной весьма неоднозначной в нашем городе, о чём могут свидетельствовать те же вопросы, задаваемые мне некоторыми моими знакомыми, и даже один единственный в своём роде гневный комментарий к предвыборной публикации Сергея Камского.
Причина этого в том, что имя Валерия Онацкого и его организацию "Искренность" до сих пор связывают с идеями "русского мира", опираясь при этом прежде всего на то широко растиражированное видео, как 23-го февраля 2014-го года на площади Свободы неизвестные люди в медицинских масках потрепали мариупольского УНСОвца Евгения Кораблёва. И, кстати, тот, кто внимательно смотрел это видео мог заметить, что употреблять слово "избили" по отношению к Кораблёву просто глупо! Но за неимением каких-либо других, более явных и прямых доказательств, не вызывающих сомнений в трактовке, именно этот видеоряд олицетворяет собой, якобы, пособничество "Искренности" пророссийским террористам.





Однако, во всей этой версии есть очень много несостыковок, которые почему-то просто не берутся никем в расчёт, и некоторые из них уже были освещены и разобраны в недавно появившемся видео. Может я в чём-то повторюсь, но всё же почему отсутствуют видео, где Валерий Онацкий прямым текстом заявляет о своей пророссийской позиции или прямым текстом агитирует выступать с оружием в руках непосредственно против действующей власти и на стороне сепаратистов? Почему "Искренность", начиная с незапамятных времён и до сих пор, проводит свои мероприятия только под украинскими флагами, не считая своих, корпоративных? Почему никто из представителей "Искренности" на фотографиях начала 2014-го года не носит распространённый отличительный знак украинского сепаратиста – "колорадскую ленточку"? Почему Онацкий хорошо отзывается о лидере мариупольского проукраинского движения начала 2014-го года Анатолии Семёнове, равно, как и сам Семёнов в положительном ключе упоминает Валерия Онацкого? Почему члены организации, чьи личные странички в соцсетях я тщательно изучил, не имеют не только ни намёка на свои пророссийские политические взгляды, а даже наоборот напоминают мне странички моих же друзей и знакомых, проукраинских до мозга костей (а некоторые так даже состоят и работают в явно проукраинских организациях)? Почему лидер "Искренности" не только до сих пор не привлекался к ответственности, как организатор пророссийских беспорядков в Мариуполе, но правоохранительные органы и спецслужбы даже никогда не смотрели в его сторону? Ну и, наконец, куда меньше, чем за сутки, пропали списки пророссийской "самообороны" вместе с парой десятков наиболее агрессивно настроенных "сепаров"?



Однако, я, как непосредственный участник проукраинского "подполья" с середины февраля по середину апреля 14-го года, всё же должен признать, что и спорных моментов было достаточно. Хотя, положа руку на сердце, я, пожалуй, могу смело утверждать, что в те смутные времена воцарившегося хаоса никто из нас или из вас не понимал, что вообще вокруг происходит и что нужно делать. А потому каждый в силу своих возможностей крутился, как мог, да ещё так, что было непонятно даже в какую сторону идёт вращение.
Так что, если уж цепляться к отдельно взятым деталям, как это любят делать радикальные украинские патриоты, а потом строить на их основании какое-то общее заключение о человеке и всей его организации, то, мне кажется, из тех же украинских добровольческих батальонов можно довольно легко получить, ставших уже притчей во языцех, "бандитов-мародёров", чем и пользуются до сих пор наши с вами реальные враги. При чём по состоянию на 2019-ый год это даже окажется в разы проще, чем обвинить Онацкого и его организацию во всех смертных грехах.
И здесь я тоже знаю, о чём говорю, так как сам являюсь бывшим добровольцем первых добробатов – на моих глазах формировался, например, тот же батальон "Донбасс", я застал в первых числах мая самый первый состав "Азова" в мариупольском аэропорту, а потом продолжал службу в рядах "Днепра-1". Уж поверьте – то, что я могу рассказать о "подвигах" наших, казалось бы проукраинских, "героических вомбатов", типа Семёна Семенченко или Юрия Берёзы, не идёт ни в какое сравнение со всеми теми дровами, которые, вероятно, наломал Валерий Онацкий! Так что лучше снова вернёмся к предмету этой заметки – моему визиту в "стан врага", как выразились некоторые мои друзья...



Собственно, сподвигло меня договориться о встрече с Онацким самое обычное человеческое любопытство. Мне просто стало интересно, почему вдруг общественный деятель, который, насколько мне известно, всегда был далёк от политики, и который чисто визуально в последние годы ощутимо "сбавил обороты", решил вдруг ни с того, ни с сего выдвинуть свою кандидатуру на должность народного депутата Украины от 58-го избирательного округа.
Нет, я, конечно же, как и все, был в некотором роде осведомлён о деятельности Онацкого в нашем городе, а потому после более досконального изучения вопроса, уже мог мало-мальски составить для себя, как это модно говорить, психологический портрет этого человека. Тем более, что мне доводилось с ним уже пересекаться во время событий, так называемой, "русской весны". Пересекаться косвенно, если честно – я-то его видел, а вот он видел перед собой просто толпу. Забегая наперёд отмечу, что в общих чертах Валерий Онацкий действительно оказался по духу довольно схожим с моими собственными представлениями о нём – видимо на него всё же наложили свои отпечатки времена хаоса, разрухи и духовной опустошённости, через которые ему довелось пройти, как минимум, дважды.



И вот, чем ближе я подходил к месту нашей встречи, тем больше ощущал в себе всё нараставшее чувство лёгкой тревоги. Это ощущение можно было сравнить со знакомым всем беспричинным внутренним беспокойством перед какой-либо долгожданной поездкой или событием.
Вот я уже свернул на Итальянскую и, выключив музыку, спрятал в карман свои наушники. Ещё полторы сотни метров и я, наконец-то, оказался на месте – у ворот штаб-квартиры "Искренности". К слову, меня несколько удивило, что сама организация, имея довольно внушительную собственную территорию, до сих пор зарегистрирована в обычной квартире где-то в районе АС-2.
Рядом с воротами был припаркован чёрный внедорожник Онацкого, а значит меня всё же ждали, не смотря на моё десятиминутное опоздание. И только я отписался в "мессенджере" о том, что нахожусь у ворот, как буквально тут же передо мной распахнулась металлическая калитка. По ту сторону забора я увидел какого-то парня и, подошедшую следом, девушку, которая и пригласила меня внутрь. Первое, что мне бросилось в глаза, когда я шагнул во двор, был баннер с одной из цитат Владимира Бойко – бывшего директора завода имени Ильича: "Жить для людей и строить для людей".



Тут бы я хотел немного уйти от линейности повествования и заострить внимание непосредственно на кавалере Ордена Державы (Герое Украины) Владимире Семёновиче Бойко. Я думаю, что и без меня всем известно, какую роль для "Искренности" он сыграл? Скажем так, базовый минимум, который я сейчас обязан тут упомянуть – это финансирование организации, благодаря которому многие дети и подростки, так или иначе оставшиеся сами по себе в нашем сером промышленном городе, получили свою путёвку в жизнь и хоть какой-то пропуск в окружающий их социум. А потому светлый образ Владимира Бойко для членов организации является чуть ли не священным – ну, это логично и вполне понятно! К тому же и я, как мариуполец, и сам несу в себе только светлые воспоминания о "народном директоре" завода Ильича, не смотря даже на его некоторые изменения к концу своего жизненного пути – тут я догадываюсь, что всё же могло негативно повлиять на него… Но, не смотря даже на мою понятливость, увиденное мною внутри "офисного корпуса" (назовём эту часть здания так) всё же всерьёз меня удивило!
Пожалуй, во всём здании, где располагается "Искренность", нет ни единой комнаты, со стены которой не смотрел бы портрет Бойко! Просто уйма фотографий: цветных и чёрно-белых, постановочно-портретных и случайных кадров, запечатлевших бывшего директора завода с различным настроением, в разное время года, внутри и снаружи помещений, выполняющего какие-либо действия или просто позирующего на камеру... Честно говоря, под конец экскурсии по территории организации меня уже не удивил бы даже стоящий где-нибудь золотой памятник в полный рост Владимиру Семёновичу или какая-нибудь "красная комната" в его честь (поправка – малиновая!).
Но шутки в сторону: я, откровенно говоря, до сих пор не решил, как же мне относиться к такому проявлению благодарности? Как к культу личности? Как к обожествлению "золотого тельца"? Или, быть может, как к своеобразной и, возможно даже, что отчасти по-детски наивной, дани искреннего уважения к своему меценату?
Но в любом случае это является своеобразной "фишкой" организации, которая действительно неразрывно связана с именем Владимира Семёновича Бойко. Так что, мне думается, это стоит просто принять как факт, и рассматривать в том же ключе, например, как рассматривается образ Тараса Шевченко для украинской нации или Джорджа Вашингтона для американцев.



Но это всё лирика, и пока вы её читали, меня уже успели сопроводить от ворот до крыльца здания, в котором и располагается штаб-квартира "Искренности". Крыльцо располагалось в том месте, где двухэтажное строение делало зигзаг, после чего продолжало тянуться аж до самого конца внутреннего дворика, который оканчивался участком земли, густо поросшим экзотическими для нашего города деревьями. Рядом с ними стояли флагштоки с государственным жёлто-голубым и анархически диагональным чёрно-синим флагом организации. Впритык к ним была установлена небольшая открытая сцена в обрамлении пары вечнозелёных елей или пихт, которые можно легко заметить на многих видео выступлений Онацкого – это всё снималось именно тут. Поэтому, когда я поднимался по ступенькам, я уже не удивился лежавшим по-над стенкой штативам от фото и видеотехники. Как позже выяснилось, члены организации имеют в своём распоряжении небольшую фотостудию с довольно приметным фоновым баннером, который так же, как и ели, можно легко заметить за спиной Валерия Онацкого в его некоторых видеообращениях.



Также внутри здания меня ещё кое-что удивило, кроме фотографий с Бойко. Вы знаете, но уж что-что, а увидеть справа от входа фактически полноценный ресепшн, где даже нашлось место для пункта охраны, я вовсе не ожидал! Тут же, перед монитором, показывающим картинки с камер наблюдения, сидел парень – по-видимому, или дневальный, или представитель частного охранного агентства на базе "Искренности". Теперь-то мне стало ясно, как о моём приходе так быстро узнали. Что ж, стоит отдать должное – подход к безопасности и дисциплине в организации, по идее, очень серьёзный!
 Впрочем, здесь мне придётся снова сделать отступление, чтобы ответить на вопрос, вынуждающий "Искренность" прибегнуть к таким мерам безопасности, и который, как мне кажется, терзает довольно многих: это финансирование организации. Грубо говоря, откуда "Искренность" имеет средства сейчас, после того, как Владимир Бойко покинул этот мир?
Я скажу так – Валерий Онацкий и члены "Искренности" оказались по экономической части вовсе не глупыми, а потому поддерживают и развивают различные направления в бизнесе. Как я понимаю, это необходимо не только с целью самоокупаемости, но и с целью занятий благотворительностью и оказания помощи детям-сиротам и всем нуждающимся ветеранам войны и труда. Со слов самого Онацкого, с уходом Бойко, всю ту его добродетель, которую он нёс "Искренности", сумела подхватить его жена. Однако любому, мало-мальски разумному, человеку понятно, что на одних дотациях, к тому же заметно оскудевших, как мне кажется, в 2010-ом и 2015-ом, далёко не уедешь.
Поэтому членами организации и было решено общими усилиями развивать собственные источники финансирования, и наиболее податливым в этом плане вполне закономерно оказался малый бизнес. Собственно говоря, отсюда и берёт своё начало, уже упомянутые мною, фотостудия и охранное агентство. Также организация владеет парикмахерской, а на её территории работает автомойка и автомастерская.



Вот на автомастерской хотелось бы остановиться подробнее, так как она имеет двух соучредителей, равноценных по размеру взноса в уставной капитал. И если первый соучредитель, занимающий должность директора является выходцем из организации, то второй – это печально известный пророссийский политик Владимир Тарасов, который является главой уже, кажется, канувшей в Лету политической партии "За права людини", которая когда-то состояла в одном блоке с почившей "Партией регионов" (хотя, если честно, в те времена все с ней были - добровольно или принудительно). Честно признаться, я даже не знаю, где сейчас находится Тарасов и чем вообще занимается, но, судя по автомастерской на Итальянской, из Закарпатья его всё же выжили. А вообще эта история с автомастерской какая-то мутная, а потому украинские радикалы сейчас получают дополнительный балл в свою пользу, после чего "haters gonna hate"


Когда Валерий Онацкий проводил мне экскурсию по зданию с мастерской и мойкой, он мимоходом указал на заднюю шлакоблочную стену, отметив, что всё это было создано и построено руками членов организации, которые здесь и работают. Также "Искренность" обеспечивается средствами к существованию из небольшого похоронного бюро "Харон" – его недавно собранный металлический козырёк для парадного входа был аккуратно привален к забору в углу двора, расположенного напротив мини-сцены. В тот момент козырёк временно загромождал собою и так узенький проход под сосны, где было крайне важное с моей точки зрения место – курилка. Что ж, возможно, что курильщиков среди ребят из организации не так уж и много, учитывая одно из первоочередных и главных направлений организации – спорт.



Также хотел бы отметить, что здесь, на территории штаб-квартиры, в самом дальнем крыле длинного зигзагообразного здания, обустроены жилые помещения для воспитанников, которые летом зачастую пустуют, а потому предпринимательская жилка кого-то из местных членов организации подсказала вполне годный вариант сдавать в тёплое время года пустующие комнаты по типу хостела или гостиницы. Но о детях можете не беспокоиться – с наступлением тепла их никто не выгоняет на улицу, чтобы сдавать их комнаты туристам! Летом дети переезжают жить на море, где сейчас полным ходом и своими собственными силами идёт финальная стадия ремонта и реконструкции их базы отдыха. На фотографиях "летней фазенды", утопающей в зелени, всё выглядит довольно уютно и приятно, но мой глаз зацепился не за ухоженные дорожки и беседки, а за декоративные чаши и колонны в древнеримском стиле, сделанные на производственных мощностях всё того же "Харона" из гипса или чего-то в этом роде. Заметив мою заинтересованность колоннами, выпускник истфака Онацкий лишь усмехнулся – "Ну а какую ещё декорацию мог придумать историк?"



Кстати, во время просмотра фото, у меня в голове промелькнуло одно интересное наблюдение, которое также уже давно заметил и сам Валерий Онацкий. Дело в том, что его деятельность, равно как и деятельность основанной им организации "Искренность", осуществляется по двум приоритетным направлениям: помощь детям и старикам. Похоже, что такой порядок вещей уже укрепился внутри организации, а эти два, казалось бы, абсолютно разноплановых направления, стали не только между собой пересекаться и обмениваться своими составляющими, но и стали, по сути, официальными ориентирами, как для "Искренности", так и для самого Онацкого.
"У человека есть всего два периода, когда он действительно нуждается в государстве и его помощи – это начало жизненного пути и его финал", – рассуждает Валерий, – "Но государство не может или не хочет проявлять себя в эти периоды, а потому эти его функции стараемся выполнять мы".
Надо признаться, что как-то прокомментировать эти слова я не в состоянии, так как не знаком в достаточной мере с деятельностью как самой организации, так и её лидера – моя осведомлённость заканчивается ровно там же, где заканчивается интернет. Но если Онацкий действительно не лукавил в этих, переполненных тяжкой обязанностью, словах, то мне остаётся только от всей души пожать ему руку!
"Соответственно, вы и в народные депутаты выставили свою кандидатуру для того, чтоб если не исправить эту ситуацию, то хотя бы частично убрать преграды на этом своём пути?" – поинтересовался я. Онацкий в ответ лишь покачал головой:
"Я просто хочу, чтобы тот смысл, который изначально вкладывался во фразу "народный депутат", и всё то, ради чего в нашей стране и была учреждена эта должность, снова вернулись к своему первоначальному значению. Сейчас "народные избранники" с трибуны Верховной Рады могут, разве что, озвучить лишь некоторые проблемы людей, да и то исключительно в лично им необходимом русле и с выгодной лично им формулировкой. Но кроме того, чтоб озвучить какую-либо проблему, депутаты должны за этими же своими трибунами ещё и находить решение этой проблемы. Любой ценой находить решение и добиваться того, чтоб озвученные проблемы решались!" – хлопнул по столу Валерий Онацкий, буквально излучая всё то неистовство, накопленное им внутри себя за несколько тяжёлых десятков лет. Наша порочная, увы, государственная система способна только озлоблять людей, к сожалению, а поэтому, когда с ней приходится часто сталкиваться человеку, с уже и так тлеющим внутри себя угольком, она моментально, подобно кузнечным мехам раздувает жар пожарища, в котором даже может и сама сгинуть.



И сейчас я видел, что внутри Онацкого "чёрным пламенем пылал чёрный флаг" – точно такой же, как и тот, что находился внутри меня. И если я за долгие годы сумел сбить в своей душе "чёрное пламя", и сейчас неимоверными усилиями сдерживал его, то Валерий Онацкий, как мне показалось, не считал необходимым контролировать собственные эмоции, когда дело касалось извечной проблемы Справедливости.
Просматривая и прослушивая его выступления перед нашей встречей, я поражался тому, что даже "войдя в состояние берсеркера", он каким-то образом сохранял равновесие, умело балансируя на самой грани меж двумя стихиями. Вот и сейчас он также легко пробежал по лезвию бритвы, абсолютно уверенно чувствуя себя даже в компании неизвестного ему человека, которого он видит впервые в жизни:
"В Украине сейчас главная проблема в том, что не звучит правда – правда того, что уже существует или того, что только происходит", – громко произносит Онацкий и я, кажется, с ним согласен.
Сейчас, например, власть имущие действительно начали глушить правду патриотизмом, продолжая под шумок всё также водить народ за нос. Да, любить свою родину – это, конечно, правильно, и быть патриотом своей страны – это, безусловно, хорошо уверен Валерий Онацкий. Но с ним трудно не согласиться в том, что большинство людей просто подхватывает какие-то общие тенденции, происходящие вокруг них. Ну, вот сейчас модно всем ходить в вышиванках, к примеру.
"Значит и я буду в вышиванке!", – думают люди. По словам Онацкого, на самом деле мало кто задумывается, что вообще значат эти слова – "родина", "страна", "нация"...
"А это прежде всего – люди!" – утверждает Валерий, – "Государство считается состоявшимся, когда его пожилое население защищено, а молодое имеет будущее. А у нас разве так? Это ведь только по телевизору звучит всё та же старая песня про то, что "молодым у нас везде дорога, пожилым у нас везде почёт", – как всегда харизматично жестикулируя в "пацанском стиле", делится своими мыслями Валерий Онацкий, – "Так что, если я и получу депутатский мандат, то он будет не для меня, а для народа, потому что именно депутат должен отстаивать права тех, кто их ему и вручил!"
Сказанное тогда Валерием Онацким во многих аспектах повторяло и мои собственные умозаключения, которые формировались последние десять лет. Но в беседе с Онацким я смог, как будто, неожиданно рассмотреть их немного с другого ракурса. Но было во всём этом и то, что заставило меня хорошенько задуматься…



В этот момент у моего собеседника как раз зазвонил телефон, а потому у меня появилось время не только обдумать услышанное, но и слегка осмотреться. Первое же, что привлекло моё внимание – уже знакомая моему дому статуэтка богини правосудия Фемиды, стоявшая на расстоянии вытянутой руки от меня. Далее, по левую сторону от массивного Т-образного стола, за которым мы сейчас и вели разговор, находился невысокий декоративный столик, весь заставленный какими-то, кажется, наградными спортивными кубками или символикой каких-то соревнований – честно говоря, я очень далёк от мира спорта, а потому заранее прошу прощения, если я сейчас допустил какие-то неточности в описании тех позолоченных бокалов.
Но больше всего меня привлёк контраст деревянной и резной украинской булавы, лежащей на почётном месте среди кубков на столике, и картины "Ходоки у Ленина", висящей на стене прямо над тем же столиком – мне это показалось довольно забавным! Правее "Ходоков", прямо над местом во главе Т-образного стола, висел очередной портрет Владимира Бойко, а на остальных стенах в комнате были развешаны флаги и различные сувенирные вещицы в фирменных чёрно-синих цветах организации "Искренность".



Например, стену у входа в помещение, расположенную напротив стены с картиной и портретом, украшали часы, которые вы можете видеть на нашей общей с Онацким фотографии. К слову, диванчик этот под часами, на котором мы в конце встречи и решили сфотографироваться на память, всё время нашей беседы занимали две симпатичных девушки – как я понимаю одна являлась кем-то, вроде пресс-службы организации, а вторая, как мне показалось, исполняла роль или некоего коменданта штаб-квартиры "Искренности", если так, конечно, можно выразиться, или, возможно была каким-либо заместителем председателя этой организации.
Ого! Да я чуть было не забыл одну важную деталь – Валерий Онацкий официально уже не является главой "Искренности", уступив бразды правления молодёжи и отдав организацию под их собственное самоуправление.
"Под моим руководством сейчас пять ОСМД и садоводческое товарищество – куда мне ещё и организацию тянуть?" – развёл руками по этому поводу Онацкий.



Однако, тут он всё же чуток схитрил – какую-то свою главенствующую роль как в самой "Искренности", так и в жизни своих подопечных он всё же играет. Такого человека никто просто так не спишет со счетов. И, значит, что не смотря ни на что, Валерий Онацкий всё же находит время и желание продолжать заниматься делом, которое, возможно, и является самым главным делом его жизни – помогать людям "в начале их пути и в его финале". И я думаю, это правильно.
А что касается депутатского мандата, то мне кажется, что это лишь вопрос времени – Валерий Онацкий, как мне стало ясно, абсолютно не тот человек, которого можно сломить какими-либо поражениями и палками в колёса, после которых он бы сам сошёл с дистанции. Уже увиденного мною достаточно, что сделать выводы о стальном характере Онацкого – Μολών λαβέ.



А что касается меня лично, то я могу лишь поблагодарить того человека, который два года назад посеял во мне зёрна сомнений относительно моих поверхностных выводов на счёт "Искренности" и её основателя.
И я знаю, что это искусственно созданное и специально навязанное всем нам мнение, которое фактически ничем не подкреплено, до сих пор широко распространено среди людей моего круга общения. Оно заставляет наиболее сильных духом мариупольцев смотреть друг на друга, будто бы мы все находимся в разных окопах – принцип "разделяй и властвуй" известен с древних времён.
Я знаю, что моя репутация несколько противоречива, но обращаясь к тем, кто меня знает довольно хорошо – после всего, мною написанного, вас всё ещё удивляет моя совместная фотография с Онацким?..